Сколько стоит профессиональное выгорание персонала

И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
Фото: pixabay.com

Проблемы профессионального выгорания всегда компенсировались в финансовом эквиваленте. Эмоциональная бухгалтерия сотрудников собственную неудовлетворенность трудовой деятельностью уравновешивала ощущением стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Но не сегодня.

Неразрешенные проблемы на работе накапливаются и обеспечивают рост чувства безысходности, вины и страха. В свою очередь, повсеместный рост цен, безработица и враждебное отношение государства к бизнесу создают дополнительные факторы стресса. Когда эмоциональное сальдо в минусе, человек склонен к нервным срывам и психосоматическим заболеваниям. А необдуманные поступки неизбежно создают новые проблемы, уверена психолог Юлия Эпельбаум.

На первый взгляд, между эмоциональным спадом, утратой радости от выполненной работы и финансовыми затратами предприятия связь отсутствует. Что закономерно, поскольку первые признаки выгорания находятся в рамках личностной сферы сотрудника и редко выходят в формат обсуждения. К этим признакам относятся:

  • назойливый внутренний диалог;
  • постоянное чувство самоедства, безысходность, утрата смысла собственной деятельности;
  • частичная или полная бессонница;
  • нарушение пищевого поведения: переедание или отказ от еды;
  • учащающиеся скандалы в семье;
  • быстрая утомляемость и постоянные головные боли;
  • самоизоляция;
  • прокрастинация;
  • немотивированные всплески агрессии;
  • черствость.

Дуга эмоционального напряжения в значительной степени растянута во времени, но рано или поздно она обретает заметные проявления. Такие как, например, текучесть кадров. У предприятия сразу возникает ряд статей расходов:

  • Затраты на поиски нового сотрудника.
  • Оплата рабочего времени менеджера по персоналу.
  • В период адаптации новый сотрудник непродуктивен, при этом есть затраты на его обучение и введение в должность. В общей сложности, по подсчетам специалистов, затраты за полгода на нового сотрудника равны сумме его заработной платы за 2,5 года. Без гарантии, что этот сотрудник останется на предприятии.

К проявлениям профессионального выгорания, которые можно монетизировать, относятся:

  • частые больничные по причине сердечно-сосудистых заболеваний;
  • сорвавшиеся продажи из-за несогласованности работы отделов;
  • рабочее время сотрудников по всей вертикали в моменты «тушения» конфликтов с клиентами.

Деятельность, которая требует постоянной мобилизации психических и физических сил, неизбежно приводит к эмоциональному истощению. Рассмотрим три основных уровня профессионального выгорания сотрудников. Чем глубже проблема, тем дороже она обходится. 

1. Эмоции от общения с клиентами

На первом уровне профессиональное выгорание появляется в результате накопившихся эмоций от непосредственного общения с клиентами. Сотруднику необходимо сохранять эмоциональное равновесие, демонстрировать дружелюбие в ситуациях, когда возникает столкновение с чужой эмоциональной реакцией. При этом оппонент не обременяет себя рамками приличия и правилами конструктивного подхода к решению возникшей проблемы.

Клиент может позволить себе агрессивные выпады, быть излишне дотошным, недоверчивым, торопливым и вечно недовольным. В то время как сотрудник вынужден генерировать хорошее отношение вразрез своим истинным чувствам. Решение служебных задач заменяется желанием сохранить собственное эмоциональное равновесие.

Сотрудники открыто говорят о своем раздражении, усталости и желании отдохнуть. Они с нетерпением ждут пятницы и дружно перемывают кости своим клиентам

Профилактикой этого типа выгорания могут служить любые мероприятия по релаксации: индивидуальный или корпоративный отдых. Полезны тренинги по управлению гневом, на развитие навыков стрессоустойчивости и обучение навыкам работы с «трудными» клиентами, тренинги продаж. Согласованность действий коллег и их поддержка в данном случае послужат мощным ресурсом. Поэтому веревочные тренинги на командное сплочение будут также кстати.

2. Коллектив с эмоционально токсичным фоном

Участились случаи, когда сотрудники стремятся к изолированности, избегают корпоративных мероприятий, предпочитают брать отпуска, по времени совпадающие с их днями рождений, так, чтобы не отмечать их с коллегами. Боятся проявить инициативу. Свой коллектив сотрудники часто называют «банка с пауками», «террариум», «серпентарий» или «стая товарищей». Следует быть внимательными к таким высказываниям – юмор на эту тему является защитной реакцией и показателем более глубоких проблем.

Второй уровень профессионального выгорания возникает в результате длительного пребывания в коллективе с эмоционально токсичным фоном. На этом уровне проявляется спутанность ответственности, размытость функциональных обязанностей и наличие подковерных интриг в коллективе. Это создает иллюзию бурной корпоративной жизни, но ни на йоту не приближает предприятие к поставленным целям.

Двойные стандарты и парадоксальная коммуникация создают условия для усвоения деструктивных навыков поведения. Следуя инстинкту самосохранения, сотрудники предпочитают замалчивать имеющиеся проблемы и по возможности спихнуть их на коллег. Решение проблем сводится к назначению виноватых. Основная задача сотрудника – сохранить чувство собственного достоинства, но никак не достижение общей цели.

Скрываются мысли, факты и ценные идеи. Поскольку чувства – самое уязвимое место, их скрывают больше всего. Эмоции подавляются и накапливаются до поры до времени

Но все тайное – становится истерикой. Тот, у кого обиды накопилось больше всего, как правило, уходит. Уходит и забирает с собой весь наработанный профессиональный пласт. После него всегда остается пустота. А бывает, что сотрудник уходит «красиво», прихватив с собой клиентскую базу или уничтожив проект в единственном экземпляре. Сколько это стоит? Оставим вопрос открытым.

Частой ошибкой при этом типе профессионального выгорания является проведение корпоративных мероприятий и мотивационных тренингов. Многолетний навык генерации нужного выражения лица на корпоративе дает ложное ощущение сплоченности и командного духа. Не стоит этому доверять. Эффект от них длится не более месяца, потом опять спад и обострение отношений. Веревочный тренинг также малоэффективен.

Бессмысленно проводить оценку климата в коллективе методами на основе тестов и опросников. Соврут – и глазом не моргнут. Прольют свет на атмосферу в коллективе проективные методики диагностики.

Тренинги на командное сплочение будут эффективными в том случае, когда четко определены деструктивные модели поведения, требующие изменений, и реалистичный желаемый результат работы.

Самый эффективный метод – командные коуч-сессии, на которых в формате стоп-кадра будут выявлены существующие поведенческие паттерны сотрудников и корпоративные шаблоны. Рассмотрены последствия подобного формата отношений. Выработаны навыки конструктивного решения возникающих конфликтов. Определены профессиональные границы каждого сотрудника и роль в команде. Разработан формат принятия решений и их тестирования на наличие здравого смысла.

3. Внутренняя конкуренция между подразделениями

Если сотрудники работают в постоянном аврале; систематически задерживаются на работе после окончания рабочего дня – это третий тип профессионального выгорания, возникающий на системном уровне. Сотрудники постоянно сталкиваются с производственными проблемами в результате нестыковок между смежными отделами. Хоть как-то повлиять на ситуацию они не могут, так как решение лежит в границах более высокого структурного уровня. Чувство безысходности накапливается и выплескивается гневными выпадами на коллег из смежного отдела.

Постоянные недоразумения и повышенный тон разговора сопровождает внутреннюю конкуренцию между подразделениями. Например, между отделом логистики и отделом продаж. Производственные цеха не в силах понять логику отдела маркетинга, что провоцирует саботаж с их стороны. А пока отделы погрязли в ближних боях – клиенты уходят к конкурентам.

Если проанализировать имеющиеся проблемы, их можно описать одним-двумя сценариями действий. То есть, если решить проблему на уровне сценария, то и все частные проблемы тоже уйдут. Нужен очень хороший коуч, для того чтобы найти хорошее решение для предприятия, систематизировать, стандартизировать и внедрить типовые процедуры бизнес-процессов внутри и между подразделениями.

Проблемы данного уровня всем своим весом ложатся на рядовых сотрудников, но их решения происходят на уровне ТОП-менеджмента. Коуч-сессии в формате ТРИЗ (технология решения изобретательских задач) поможет найти лучшее решение, которое разрешает конфликт интересов между структурными подразделениями.

Демотивация персонала проявляет себя в случаях недостатка профессиональных знаний и навыков и наоборот. Сотрудник уже знает все, и ему скучно

Для многих руководителей может быть откровением степень понимания их подчиненными своих функциональных обязанностей. Нужно убедиться в том, что каждый из сотрудников понимает свою роль в отделе и на предприятии. Знает, что он должен делать, и с кем взаимосвязан.

Сотрудники, которые испытывают недостаток знаний и понимания своего места в общей картине деятельности предприятия, неверно определяют приоритеты своей деятельности. Часто путают важное и срочное с не срочным и неважным. Увлечение прокрастинацией приобретает масштабы эпидемии.

Система адаптации, наставничество помогут новому сотруднику войти в курс дела и достойно занять свое место. Встроенная система обучения – доступный и результативный способ устранять проблемы понимания и качественного выполнения сотрудником своей работы и соблюдение процедур и внутренних коммуникаций.

Профилактика профессионального выгорания – не только дань времени, но и значительный фактор сокращения издержек. Сотрудник, знающий свое дело, знает границы своей ответственности – требует меньше контроля, и качественнее выполняет свои обязанности. Человек, который чувствует, что его уважают и ценят, будет работать с большей отдачей.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы
Столичные квадраты: в тренде – элитная недвижимость
Рынок элитной недвижимости Киева: основные тенденции прошлого года и прогнозы на нынешний