Фрэнсис Фукуяма: «Доверие – ключ к успеху Кремниевой долины»

153932
  —  3 Июня 2013, 15:28
Философ уверен, что высокий уровень социального капитала внутри компаний делает из них лидеров. О тех, кто научился доверять друг другу, он рассказал на конференции «Дни PR» в Сколково, онлайн-трансляцию которой организовала «Михайлов и партнеры. Украина»

Фрэнсис Фукуяма
Фото с официального сайта

Начиная с 50-х годов прошлого столетия мы можем наблюдать увеличение количества преступлений против личности и собственности практически во всех частях света. Масштабы могут быть разными, например, в Скандинавии чаще всего воруют велосипеды, а в США – компании, но тенденция остается прежней. Параллельно мы видим, как изменяется демографическая ситуация: средний размер семьи уменьшается даже в странах Восточной Азии, усугубляя тем самым процесс депопуляции. Также возрастает число разводов и процент матерей-одиночек в мире, происходит развал семьи как социальной ячейки. Многие экономисты первопричиной всех глобальных общественных проблем считают именно недостаток доверия.

Что это значит для бизнеса?

Самыми успешными при таких обстоятельствах становятся те компании, которые лучше других используют свой социальный капитал. Так, корпоративная культура обеспечивает информационный обмен между институциями, партнерами по бизнесу и своими клиентами с помощью своего социального капитала. И если уровень такого доверия внутри корпорации высок, то и информация, смыслы, которые она намерена транслировать, передаются ее сотрудниками и воспринимаются ее клиентами без лишних искажений.

До сих пор на заводах Toyota есть специальный красный шнур, за который имеет право дернуть любой работник, заметивший дефект производства, и тем самым остановить конвейер. Такой трюк возможен, только если сотрудники доверяют компании

Многие из нас выросли в системах, использующих тейлористскую модель управления, однако сегодня она все активнее сменяется другими. Например, плоской моделью, которая отдает решение большинства операционных задач в руки обычных работников, виртуальной – которая активно использует аутсорсинг, и сетевой – где иерархии сотрудников как таковой практически нет, а вместо этого каждый из них занимается своим, равным по важности делом. Соответственно, мы все должны больше заботиться об уровне доверия внутри своих компаний.

Впервые принципы бережливого производства были сформулированы в Японии 50-х годов, в стране, которая характеризуется довольно высоким уровнем внутреннего доверия. До сих пор на заводах Toyota есть специальный красный шнур, за который имеет право дернуть любой работник, заметивший дефект производства, и тем самым остановить конвейер. Такой трюк возможен, только если сотрудники доверяют компании. Это доверие не оставляет их равнодушными даже к тем производственным проблемам, которые не относятся непосредственно к ним.

Без того же доверия не могли бы существовать транснациональные корпорации или компании, занимающиеся исключительно разработкой каких-то микросхем. И наконец, такая система очень хорошо описывает настоящее положение дел в Кремниевой долине.

Только грандиозное доверие могло поспособствовать появлению, к примеру, операционной системы Linux. Она была написана большим количеством программистов, которым даже в голову не пришло защищать свою интеллектуальную собственность. Они потратили уйму своего личного времени на то, чтобы создать какой-то общий продукт, просто веря в то, что это сделает их жизнь и жизни многих других лучше. Возможно, здесь свою роль сыграла и хипповская антикапиталистическая культура западного побережья США, но факт остается фактом.

К тому же аналогичные явления происходят и в крупных корпорациях. Вспомнить хотя бы случай с двумя конкурирующими на рынке микропроцессоров компаниями Intel и AMD, имевший место в 90-х. Тогда AMD приобрела какое-то дорогостоящее оборудование месяцев на шесть раньше Intel. Но это не помешало ее специалистам поделиться информацией о настройке этого оборудования с работниками Intel, которые обратились к ним за помощью спустя полгода. В большинстве же других экономик тяжело представить, чтобы компании давали конкурентам доступ к своему интеллектуальному капиталу.

В 90-х был такой случай. AMD приобрела какое-то дорогостоящее оборудование месяцев на шесть раньше Intel. А потом поделилась информацией о настройке этого оборудования с конкурентом – Intel, который обратился к AMD за помощью спустя полгода. В большинстве же других экономик тяжело представить, чтобы компании давали конкурентам доступ к своему интеллектуальному капиталу

Я считаю, что все это следствие совершенно других социальных отношений, которые сложились в Кремниевой долине. Все эти венчурные инвесторы, программисты, инженеры вышли из одной песочницы, они учились в одних и тех же университетах, участвовали в массе общих проектов. Даже среднестатистический контракт здесь на порядок тоньше принятых в США норм документации. Все это благодаря высокому уровню социального доверия.

Источники доверия

Но откуда же оно берется, почему где-то его хватает с избытком, а где-то недостает? Я различаю несколько источников социального доверия. Первый – сугубо биологический. Человек – существо социальное, и все мы склонны придерживаться принципа совокупной приспособленности, помогая свои родным и близким.

Второй источник доверия – индивидуальный выбор человека. Именно он подталкивает нас на альтруистические поступки ради собственной выгоды.

И, наконец, третьим источником являются социальные институты религиозного, культурного, образовательного и политического характера, участвующие в процессе социализации. Как результат, экономика доверия порождает совершенно новые структуры, которые способны адаптироваться к вызовам современного мира и сделать его более дружественным для людей.

Комментариев 2
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Марина Хайба
Марина Хайба — 21.06.2013, 14:28

Именно он подталкивает нас на альтруистические поступки ради собственной выгоды..- эта цитата философа, ставит под вопрос, наука ли вообще философия, ибо наука это объективные знания о действительности, а не противоречивые...

smokorovsky
smokorovsky — 04.06.2013, 23:47

Когда лет пять назад у Сони пояились проблемы с аккумуляторами для ноутбуков, молодые менеджеры дернули 'красный шнур'. И тут стал очевиден конфликт поколений японского менеджмента. В прессе было настоящее цунами - молодые обвиняли старых, и наоборот. Внутренний конфликт доверия в стране, где топ-менеджеры не меняются десятилетиями. Красный шнур - шикарный символ, но молодые японцы уже дернули, и получили по рукам. Кризис доверя в квадрате.

FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ