Операционный директор Eda.ua: Главная ценность стартапа – решать какую-то проблему

ИНФОРМАЦИЯ О СОБЫТИИ

Лекция Виктора Локоткова "Запустить стартап"

462221
    —  12 Февраля 2016, 15:00
Основные этапы развития каждого стартапа

Во время свободной лекции в коворкинге Projector Виктор Локотков – СОО популярного сервиса доставки еды – ответил на главные вопросы, которые возникают у многих на этапе начала проекта: как анализировать конкурентов, какие ошибки могут «отпугнуть» инвесторов и почему свою идею важно сначала просто обсудить с друзьями.

Стартап – это уникальная идея, которой еще нет на рынке. Сейчас это понятие стало немного попсовым – так называют любой начинающий бизнес. Недавно один мой знакомый ресторатор заявил, что запускает новый стартап, хотя он просто открывал ресторан. Идеальный пример стартапа – это Google, который создал модель поиска в интернете.

Стартап должен решать какую-то проблему – это его главная ценность. Ребята из Airbnb снимали квартиру в Сан-Франциско – в городе, где часто проходит много ивентов. Они создали одностраничный сайт для объявления о сдаче койко-места, и к ним начали заходить люди. Поначалу предлагались просто надувные матрасы, потом среди услуг появились завтраки, и теперь это всем известный сервис.

Примером красного океана может быть Uber в Украине, который составит серьезную конкуренцию компаниям с возможностью вызова такси через приложение. Когда идея действительно новая, у вас нет прямых конкурентов, хотя всегда есть компании с пересекающейся сферой действия.Проблема всех стартапов на ранней стадии – отсутствие денег. В книге Ким Чан и Рене Моборн описано две модели рынков: голубой и красный океан, которые отличаются насыщенностью конкурентами. В голубом океане деньги не так важны, как в красном. При высокой конкуренции выигрывает тот, у кого больше капитала.

В зависимости от целей стартапы можно разделить на категории. Первая – это проект, команда которого рассчитывает на нем зарабатывать в долгой перспективе. Вторые готовятся сразу на продажу. Они получают мощные инвестиции, выходят на рынок, продаются, а прибыль от сделки делят между собой инвестор и разработчики. Еще есть социальные проекты, делающие мир лучше. Проект ничего не зарабатывает и сфокусирован на доброе дело. Но инвестор, который вложил деньги в проект, часто пытается его коммерционализировать.

Этапы создания стартапа

После того как возникла идея, необходимо провести ее краш-тест. Для начала просто соберите компанию друзей, поделитесь идеей, и попросите высказать о ней все самое плохое. После этого вы усовершенствуете модель, и сможете презентовать улучшенную версию для нового краш-теста. Любую идею можно развивать и сделать из нее отличный стартап.

Необходимо решить, как соединить идею с рынком. Есть много примеров отличных проектов, которые закрывались через пару месяцев после выхода только потому, что идею никто не понял. Нужно провести базовое определение целевой аудитории. Чем больше пользователей, тем больше вы заработаете.

Анализ рынка и конкурентов

В проекте Eda.ua мы на стартовом этапе проанализировали всех конкурентов. Нашли тех, кто нам больше всего нравится, и то, что можно у каждого позаимствовать. Даже если вы запускаете уникальную услугу, все равно есть какие-то смежные виды деятельности, у которых можно чему-то научиться. Мы даже у Rozetka.ua что-то брали. Опишите каждого своего конкурента: его недостатки и достоинства.

Дальше – каналы привлечения аудитории. Вы должны представить себе, где могут быть ваши потенциальные клиенты. Команда Uklon изначально сделала сайт, но 80% заявок поступали из телефонов, а сайт был неудобным – и заказы «сыпались». Uklon неправильно проанализировал каналы привлечения аудитории. Нужно знать, чем еще пользуются ваши потенциальные клиенты, и где их искать. Если наши клиенты смотрят футбол, то самая лучшая площадка для рекламы – футбольный матч.

Необходимо определить штат сотрудников для каждого этапа развития стратапа. Чем меньше команда, тем лучше. Каждый сотрудник должен отвечать вам на вопрос: для чего он здесь. Права у всех участников команды должны быть равны, они ваш самый ценный капитал. Необязательно брать людей с опытом, лучше привлекать молодых, которые будут выкладываться по полной и работать с вами по ночам. SWOT-анализ позволяет посмотреть на преимущества и недостатки проекта с другой стороны. Заполненная таблица намного точнее демонстрирует все стороны, чем обычное проговаривание плюсов и минусов.После запуска проекта бизнес-модель может поменяться. Каждый проект выходит на рынок с четко определенным способом монетизации. После запуска он может измениться, но все равно его нужно определить, иначе вы не будете знать, сколько сможете заработать. Поэтому следующим этапом является альфа-тестирование – проверка на работоспособность. Если возникает много вопросов, нужно приостановить проект и переделать его.

Нужно максимально определить риски проекта, найти точку безубыточности и окупаемости. Об этом вас обязательно спросит инвестор.

Сам по себе проект может и не быть монетизированным, но он может быть трафикообразующим. Примеры тому Viber или Wats Up. Большие компании выкупают информацию о клиентах с целью улучшения своего сервиса или маркетинговых исследований. То есть проекты на масс-маркет можно спокойно «релизить», а где на них заработать – вы всегда найдете.

Инвестиции

Бизнес-ангелы – частные маленькие инвесторы. Чаще всего они вкладываются в seed-раунд, когда вы только написали бизнес-план и пришли просить денег для запуска. В Украине организация UAngel помогает подыскать бизнес-ангела. Все, что от вас нужно – написать бизнес-план. Дальше люди, которые верят в вашу идею, дадут вам деньги. Вы ничем не рискуете, потому что человек вошел в долю и взял на себя риски.

Самый лучший вариант – венчурные фонды. Они вкладывают деньги в стартапы и понимают все риски. Любой стартап может очень хорошо выстрелить. Схема работы венчурных фондов состоит  в том, что инвесторы вкладывают деньги в десять проектов, из которых один оказывается успешным и покрывает расходы на остальные девять.

Инвесторы говорят, что большинство людей, которые к ним приходят – это выпускники университетов, о бизнес-плане прочитавшие в интернете (и то не до конца), не разобравшиеся в своих финансах. Идея может быть неплохая, но без анализа целевой аудитории шансы получить инвестиции снижаются. 

Желательно позиционировать проект глобально: на США и Европу. Чем меньше рынок, на который вы выходите, тем меньше денег вам дадут.

Конкурсы стартапов. На подобных мероприятиях можно получить денежный приз, и не придется кого-то брать в долю.

Краудфандинг – сбор денег в интернете. Но в этом случае нужно быть осторожным, у вас нет права на ошибку. Перед тем заходить на краудфандинг, нужно хорошо подготовиться и разузнать все аспекты платформы.

Международные выставки стартапов. На таких мероприятиях не команды бегают за деньгами, а инвесторы – за проектами.

Бизнес-акселераторы. Если у вас неплохая идея, вам помогут решить многие проблемы, а взамен потребуют небольшой процент вашей компании.

Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Bobdias515
Bobdias515 — 20.03.2016, 18:33

Очень впечатляющие результаты от ребят из Еда юа

FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ