Отведу сглаз, сниму порчу: 5 правил борьбы с черным PR

Продолжаем тему женских секретов в PR-технологиях
Отведу сглаз, сниму порчу: 5 правил борьбы с черным PR
Фото Shutterstock
27010
Виктория Есауленко  —  14 Января 2016, 07:00

В жизни каждой леди (и каждого бизнеса) может возникнуть момент, когда ее успехи вызовут зависть и недовольство, и против нее будет задумано недоброе. Злые люди, используя нехорошие и недобрые приемы информационных атак, сами или при помощи профессиональных «колдунов» черного PR, могут попытаться навести тень на белоснежную репутацию леди (или бизнеса).

Так вот. Антикризисный PR – это не просто PR-стратегия, разработанная для погашения внешнего или внутреннего информационного негативного раздражителя. Это комплекс стратегий, в лучшем случае – для предотвращения, в худшем – для погашения, и в обязательном – для уменьшения последствий любого скандала, связанного с объектом вашего внимания, будь то клиент, работодатель, ваша семья или вы сами. 

Конечно же, пожар лучше предотвращать, чем потом тушить, но черный PR – именно из тех песцов, которые часто подкрадываются незаметно. Итак, чтобы знать, как бороться, нужно хорошо понимать, с чем.

Черный PR не гнушается ничем. Например, какие могут быть темы для черного PR? В принципе, любые! Предпочтение все же традиционно отдается двум излюбленным человечеством испокон веков – любовь и смерть, Эрос и Танатос. Это все дуалистические теории влечения Фрейда. Оболгать и опорочить что или кого угодно можно легко и непринужденно, всего лишь поигравшись с фактами и измышлениями на счет интимной жизни, истории семьи и близких.

В качестве примера можно привести историю с появлением на нелегальном портале по предоставлению интимных услуг объявления от имени «проститутки Татьяны» с фото на тот момент кандидата в депутаты, журналиста Татьяны Чорновил. В объявлении сообщалось, что «симпатичная, обаятельная, смелая девушка», чьи услуги стоят 2500 гривен в час, «ищет щедрого любовника-спонсора, готового к приключениям и экстремальному сексу». Объявление очень быстро убрали, но какова попытка!  

Как и объектом «сглаза» может быть что угодно, точно так же любая тема и любая информация может быть как угодно исковеркана и искажена. До невменяемости, до неадекватности, до невозможности восприятия даже незначительно развитым интеллектом.   

Черный PR на смерти вообще очень распространённая уловка, далеко и ходить не нужно, «братская» Россия превзошла все ожидания черных пропагандистов. Чего стоит публикация на news-nsk.com от 9 декабря 2014 года: «Педагоги украинской школы №-106 в Запорожье на Украине превзошли всю имеющуюся на сегодняшний день украинскую патриотическую истерику. На уроках в начальных классах учителя призвали детей … уничтожать снегирей». Не человеческая смерть, нет. Маленьких симпатичных птичек, но как неожиданно и как маразматично.

Если уж вы стали объектом атаки черного PR, не важно, по какому поводу, для начала нужно уяснить себе раз и навсегда: реагирование на атаку мало того, что не всегда нужно, иногда просто категорически запрещено для того, чтобы не привлекать дополнительного внимания. Если вашему мужу пришла смска с непонятного портала «Твоя жена изменяет тебе с шефом», лучше всего просто пожать плечами и сказать: «Какая чепуха!». И больше ничего. Но если смска пришла с фотографией вас и шефа в весьма недвусмысленной позе, то стратегия нужна совсем другая. Разберем, что, когда и как нужно делать.

Вы всегда должны знать и понимать, что, где и как о вас говорят. Время от времени набирайте ваше имя в Google и просматривайте все, что касается именно вашего имени (для бизнеса в обязательном порядке пресс-мониторинг или пресс-клиппинг, неважно, как назвать, суть одна и та же). Нам, красавицам (и личностям, и бизнесам), это куда как важно, мало ли, кто посягнет на нашу репутацию. Потому что именно информационные атаки, нацеленные на разрушения репутации  (имиджа, бизнеса и корпоративных связей) – это и есть черный PR. При том, стоит понимать, что черный PR – это не всегда лживая информация. Часто это или искаженная правда, или, что самое худшее, это просто правда, которую пытались скрыть и не смогли, потому что кто-то случайно оказался рядом, как в случае с фотографией, например.

Чаще всего черный PR применяется для конкурентной борьбы. Точнее, для победы в конкурентной борьбе: если вы всегда стильно, модно и дорого одеты, на зависть всем подругам, и вдруг неожиданно стало известно, что вы имеете возможность так дорого и красиво одеваться благодаря доступу к поставкам секондхенда – подумайте, кто больше всего вам завидовал и всегда претендовал на роль тренд-сеттера в вашей компании?

Точно так же, если на вашу компанию обрушилась атака с обвинениями в проведении нелегальных сделок только потому, что один из ваших бывших сотрудников перешел работать в госорганы, и есть высокий шанс, что его назначат на значительную должность; первый вопрос, который вы должны задать себе – cui bono? Кому выгодно? Вашему прямому конкуренту или все же человеку, который занимает эту должность сейчас?   

В принципе, ситуаций, вызывающих у заинтересованных сторон желание поиграть в черный PR в бизнесе не так много: конкуренция, шантаж, давление на партнеров и посредников, взаимоотношения со стейкхолдерами, влияние на представителей власти (акции гражданского протеста), и, как ни парадоксально, самореклама (особенно этим увлекаются наши «звездочки», но можно этим пользоваться и для повышения узнаваемости бренда, интереса к услугам и продукции, даже для завоевания новых рынков).  Конечно, использование черного PR для самопродвижения – очень рискованно и может привести к неожиданным результатам, но если талантом интереса не вызовешь в силу его отсутствия, то хоть сказкой о нереальных похождениях.

Итак, что же нужно делать, чтобы снять порчу черного PR?

Мы всю жизнь трудимся над созданием репутационного капитала, и именно он, надежный и стабильный, – самая лучшая защита во время кризиса. В ситуации, когда вашему мужу прислали фотографию с вами и шефом, то первым делом нужно признать: это кризис. И уход «в себя» и от комментариев – это не выход.

Правило номер один: быстрота реагирования. Чем быстрее вы скажете мужу, что ваша фотография в объятиях шефа из лживой смс, – просто шутка, подготовленная именно для его же розыгрыша, на 1 апреля, даже если до апреля еще 11 месяцев, тем больше у вас шансов остаться замужней женщиной с хорошей репутацией.

Правило номер два: централизация информационных потоков.  Если в семье скандал из-за козней завистников – вы должны подготовить ключевые сообщения для всех целевых аудиторий, вовлеченных в конфликт: для мужа, для своих родителей, для его родителей, для детей и для ближайших друзей. Чем меньше сторон вовлечено в конфликт, тем легче и безболезненней будет выход из него.

Правило номер три: one company – one voice. Официальное сообщение должно исходить от наиболее вышестоящего лица (чем важнее проблема, тем выше персона, которая о ней говорит). Ваш шеф должен позвонить мужу и сказать, что фотография – действительно шутка и розыгрыш. И ничего более! И что, если необходимо, это же может подтвердить и лидер мнения – его жена.  Потому что:

Правило номер четыре: привлечение лидеров мнений. Лидеры мнений – это люди, мнению которых доверяет целевая аудитория, на которую рассчитано сообщение.

Правило номер пять: иметь свою версию ситуации. Не только иметь, но и представить ее в как можно более конкретной форме и с деталями: «Это я придумала такую шутку: разыграть тебя на 1 апреля (ведь жизнь стала рутиной), и шеф согласился. Наш фотограф и одновременно водитель шефа нас сфотографировал 6 марта в 19:00 в кафе «Лангуст» на корпоративе, посвященном Международному женскому дню. А больше людей не видно, потому что мы же инсценировали все для розыгрыша». Ну, принцип вы поняли. Главное, самое главное: чтобы ни одно слово, которое вы говорите, но могло быть уличено, как ложь.

Выиграть сможет тот, кто работает на опережение и, главное, ищет и находит наиболее приемлемый компромисс между «скажи все, скажи сейчас, имей свою версию» и «все, что вы скажете, будет использовано против вас».

Важно также понимать, что вовремя принятые меры даже в самых сложных кризисных ситуациях успевают погасить зарождающийся пожар до громкого скандала. Более того, исторический опыт показывает, что, как сказал Джорж Коган: «Мне все равно, что вы обо мне говорите, просто говорите обо мне и пишите мое имя правильно». Другими словами, даже самый черный PR можно обернуть в свою пользу.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ