Сделано в Украине

Как интерес к вещам made in Ukraine превратился для Анны Луковкиной в любимое дело
Сделано в Украине
Анна Луковкина
Фото DR
78561
Анна Луковкина  —  15 Ноября 2016, 07:00

Полтора года назад ивент-менеджер Анна Луковкина окончательно поняла, что зарубежный масс-маркет ее не устраивает, и решила помочь самой себе покупать одежду небольших украинских марок. Оказалось, что вещи отечественных производителей нужны не только ей: организованные Анной маркеты «Всі. Свої» посетило более полумиллиона человек. В сентябре Луковкина открыла трехэтажный магазин отечественных товаров в центре Киева. О том, как она к этому пришла и что поняла по дороге, Анна Луковкина рассказала Forbes.

Я не люблю шопинг. Огромные торговые центры подавляют меня и отбивают желание покупать. Но очень важно понимать, что любое неудобство – это возможность для создания бизнеса. Полтора года назад я осознала, что мне давно хочется носить украинские вещи, однако их просто невозможно найти. И дело вовсе не в том, что их не было – просто чтобы собрать гардероб, нужно было объехать с десяток крохотных шоу-румов. Явное неудобство: покупать зарубежный масс-маркет в гигантских моллах мне не нравилось, а штучные украинские производители прятались по своим мастерским в разных концах города. И тогда я решила собрать их вместе.

Раньше я занималась организацией концертов и прочих мероприятий, так что понимала, как провести событие. Кинула клич о том, что состоится маркет украинских производителей одежды, обуви и аксессуаров, и стала ждать, что же случится. Случились заявки от более чем сотни брендов. И как-то неожиданно выяснилось, что украинцы по всей стране создают удивительные вещи: модные, качественные, удобные. Мы не без труда выбрали 80 компаний из всех присланных заявок – и так состоялся первый маркет «Всі. Свої».

А потом второй, за ним третий. В итоге организация регулярного места встречи продавцов и покупателей украинских вещей стало моим главным делом. За прошедшие полтора года мы провели более 30 различных мероприятий. Разделили маркеты по тематическим направлениям: кроме одежды, появились «Дом и декор», «Гастрономия», «Дети». Мы проехались по стране: устраивали маркеты в Днепре, Харькове и Одессе.

Сделано в Украине
Фото DR

Недавно мы подвели итоги и сами же поразились. Только за год существования маркеты посетило более полумиллиона человек. Они купили более 10 000 сумок, 20 000 пар обуви и 30 000 платьев.

К слову, о платьях. Одна из проблем, с которой мы столкнулись: в Украине производят очень много товаров для женщин, а вот мужчины как-то обделены. Когда мы только создавали «Всі. Свої», мужских брендов откликнулось совсем мало. Сейчас ситуация стала налаживаться: в декабре, например, появились сразу три марки мужского белья. Хотя перекос в женскую сторону все еще очень большой. И это лишь одна из проблем нашего рынка. Существует целый комплекс взаимосвязанных факторов, которые затрагивают и производителей, и покупателей, и ритейлеров.

Для брендов ключевым стресс-фактором являются расходы на сырье, от которых непосредственно зависит стоимость готового изделия. Основу себестоимости товара составляет цена материалов и фурнитуры, которая зависит от колебаний курса, так как качественные ткани – в основном импортного производства. Кроме того, многие начинающие производители просто мало знают о бизнесе: не могут правильно сформировать цену, не понимают, как лучше позиционировать и продавать свой товар, не в состоянии грамотно рассчитать затраты и прибыль.

Еще один проблемный момент – маркетинг. Наши бренды действительно способны создавать уникальные вещи, которые хочется носить. Но вот продавать их многие толком пока так и не научились. Я сама отбирала бренды для маркетов и несколько раз сталкивалась с ситуацией, когда, например, вещи в заявке были сфотографированы просто ужасно. Но потом я видела их вживую и понимала, что просто не могу без них жить. У многих отечественных марок нет проблем с качеством или креативом, осталось только научиться рассказывать о себе людям.

Впрочем, все это – неизбежные сложности взросления. Сейчас мы все вместе делаем первые шаги в становлении украинского масс-маркета. А спрос на него грандиозный. Настолько, что недавно мы решились сыграть действительно по-крупному.

Примерно год назад мы вышли на стабильный график проведения маркетов – раз в месяц. В среднем каждое событие собирало по 30 000 посетителей, а число заявок росло высочайшими темпами. Тогда стало понятно, что периодических мероприятий уже мало. В итоге в середине сентября на Крещатике, 27, открылся магазин «Всі. Свої».

Сделано в Украине
Фото DR

Честно говоря, мне самой не верится, что я произношу эти слова в одном предложении: «Всі. Свої», магазин, Крещатик. Если начинали мы со спонтанной идеи и восьмидесяти марок, то теперь это – полноценная торговая точка, где представлено 150 лучших украинских производителей, на главной улице страны. Раньше здесь был магазин Grand Gallery с дорогими вещами мировых брендов, а теперь на этих трех этажах – мужская и женская одежда родом из Украины.

Сложным было все – ведь я никогда не была связана с ритейлом. Стационарный магазин – это совершенно неизвестная мне история. Все, что могло пойти не так, у нас пошло не так: были потопы, вешалки застревали на таможне и не успевали к открытию, ценники не печатались, электронная база не заливалась, бренды не успевали привозить товар.

И все же это новый удивительный опыт: когда из ничего появляется что-то – обретает форму и смысл. И вот уже в твоем магазине, о котором ты еще полгода назад даже не думала, стоит настоящая очередь. Это фантастические ощущения, которые стоят всех затраченных сил и нервов.

Я искренне верю, что этот магазин будет стартовой площадкой для многих брендов, которые в будущем станут лидерами рынка и смогут серьезно соперничать с западными вендорами. Некоторые бренды стартовали практически одновременно с нами – поначалу они занимали на маркетах минимальную площадь в 2 квадратных метра, а в их ассортименте было всего несколько единиц товара. А сейчас у них налаженное производство – цех, швея, куча заказов, свои шоу-румы.

Сделано в Украине
Фото DR

Для нас это история не только про заработок – наши арендные ставки для брендов одни из самых низких в центре Киева. Просто это ведь важно, чтобы на Крещатике был магазин, где были бы представлены наши молодые и талантливые производители. Чтобы можно было покупать украинские часы, пальто, туфли, брюки, вышиванки, шапки, украшения, сумки – и знать, что это не одна вещь из многомиллионного тиража, а практически штучный продукт. И мне очень лестно, что в новом магазине постоянно много людей. Но еще более лестно должно быть брендам, потому что все эти люди искренне поражаются тому, как много на самом деле у нас талантливых производителей.

Оказывается, все, что нужно было сделать, – всего лишь познакомить их с клиентами.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Anna Tatarinova
Anna Tatarinova — 16.11.2016, 15:18

Дуже шикарний магазин. Мені дуже сподобалось, що там наші якісні речі. Та ціни адекватні.

FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ