Руслан Панчук: «Мы с командой Lake Studio не хотим впадать в шароварщину»

Один из самых востребованных вышивальщиков страны — о секретах своего ремесла, истории вышивки и перспективах этого вида искусства
Руслан Панчук: «Мы с командой Lake Studio не хотим впадать в шароварщину»
Руслан Панчук
Фото Александр Козаченко для Forbes Украина
67960
Анастасия Яворская  —  13 Января 2017, 07:00

Руслан Панчук – один из самых востребованных мастеров по вышивке в Украине. На его счету – сотрудничество с такими дизайнерами, как Лилия Литковская, Елена Рева, Артем Климчук, Ваня Фролов и Саша Каневский. Сейчас Руслан работает в команде Lake Studio. Forbes решил узнать, насколько этот вид декоративного искусства востребован и популярен у нас в стране.

-Вышивка на первый взгляд не очень мужское занятие, почему вы занялись именно вышивкой?

-Ну почему же не мужское? Очень много аристократов вышивали, даже один из королей Франции – Людовик XV – любил это занятие, свои работы он затем дарил придворным дамам. Знаменитый вышивальщик и владелец самого известного парижского Дома вышивки Lesage Франсуа Лесаж ведь тоже мужчина. Понятно, что в народе больше этим занимались женщины. Но для меня это история из детства. Моя воспитательница во втором классе сказала, что я могу либо играть с ребятами в «войнушки», либо научиться вышивать. Второе мне больше пришлось по душе, и так получилось, что стало основным занятием в жизни.

Профессионально я начал изучать вышивку в Институте декоративно-прикладного искусства имени Михаила Бойчука, с 2001 года. Я знаю около 50 техник вышивки. И на самом деле основные техники – это не столько украинские техники, сколько мировые. Они примерно одинаковые во всех европейских странах, где присутствует народный костюм. Просто названия у всех разные. В Украине была уникальная историческая ситуация, которая позволила собрать много пластов культуры в один общий котел. Запад смешан с Востоком, а где-то есть и индийская традиция.

-Востребованы у нас сегодня в основном классические вышиванки. У вас же – совсем другая стилистика. Готова ли к ней украинская публика?

-Да, это правда. Мы с командой Lake Studio не хотим впадать в некую условную шароварщину. Мы стараемся показать вышивку как элемент европейского костюма. Для нашего бренда характерны простота и архитектурность. И понятно, что вышивка также требует лаконичности. К тому же, немногие решаются использовать вышивку полноценно в своих коллекциях. Есть риск не справиться с объемами, потому что, если есть большой заказ, нужно сделать быстро много повторов. Технические нюансы влияют на нашу работу.

-Сколько мастеров по вышивке работает сейчас в Украине и насколько востребовано это искусство?

-Сейчас очень мало людей хотят заниматься ручной работой, и это определенная проблема кутюра. Но у нас в стране есть мастера, которые занимаются вышивкой годами. И, конечно, все зависит от темперамента человека и от его желания. Работа в этой сфере была всегда, есть сейчас и будет. Все зависит от того, чем ты хочешь заниматься. Ты можешь расшивать церковные рясы, а можешь работать с дизайнерами. Лично я не хочу делать «золотые пальто» для батюшек. Кстати, так называемое «золоте шитво» – это индийская традиция вышивки, такую технику используют также в арабских странах.

Мне интересна другая работа. Я сейчас работаю исключительно для Lake Studio и очень этому рад. Моей дебютной коллекцией для них были «Артишоки», затем я сделал капсулы Lake Botanika и Lake Japan. В конце февраля выпускаем третью капсульную коллекцию с вышивкой.

-Как организована работа?

-Изначально оригинальную вещь делаю я. Разрабатываю технологию, вместе с дизайнерами Lake Studio придумываем компоновку и общий колорит, а затем мастера делают повторы на других вещах.

Предпочитаю не ходить на показы дизайнеров, с которыми не работаю, стараюсь оставлять глаз чистым и не хочу даже случайно кого-то процитировать. Избегаю быть на кого-то похожим. Так или иначе, хорошие идеи витают в воздухе, но если ты творишь сам, то всегда будет видно, что это именно твой почерк. Лучше больше читать и рисовать. Хотя, конечно, копировать вышивку крайне сложно. Я иногда даже сам себя не могу повторить и приглашаю человека, который может. Это сложный процесс, который требует вкуса, внимания, усидчивости и терпения.

-Сколько часов работы в среднем уходит на одну вещь?

-Все зависит от сложности работы и от ткани. Бывает такое, что абсолютно небольшой простой декор, но сделанный на тонкой ткани, с которой надо быть предельно аккуратным, занимает много часов. А большой кусок работы на менее сложном материале делается буквально за пару часов.

Я использую шелковые, хлопковые и шерстяные нитки. От них тоже многое зависит. Но на самом деле в ход могут идти любые материалы. Можно вышивать даже кассетной пленкой, главное – понимать, для кого ты это делаешь и каким будет результат. А фантазировать можно сколько угодно.

-Никогда не хотелось поработать как художник и создать из вышивки отдельный арт объект?

-Думаю, что приду к этому со временем. Сама вещь может быть объектом искусства и при этом органично смотреться на человеке. Когда-нибудь сделаю декоративные интерьерные вещи, вроде настенного полотна. У меня уже был такой опыт, делал очень эффектное полотно из макраме. Хотел бы к этому вернуться.

-Как насчет дизайна и мужской моды?

-В дизайне тоже хочется себя проявить. В будущем я хочу заниматься дизайном мужской одежды и, конечно, буду использовать вышивку, но хочу, чтобы ее исполняли для меня также и другие мастера. Хотя далеко от этого вида деятельности не убегу, люблю это дело.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ